среда, 21 декабря 2011 г.

Рентабельность судебных процессов.

1 ноября 2011 года вступил в силу Закон о судебном сборе.
Он определяет правовые основы взимания судебного сбора, плательщиков, объекты и размеры ставок этого сбора, а также порядок уплаты, освобождения от уплаты и возврата судебного сбора.
Принятие данного Закона было обусловлено необходимостью законодательного урегулирования вопроса взимания судебного сбора, уплата которого предусмотрена нормами действующего процессуального законодательства (ст.87 КАСУ2, ст.79 ГПКУ3). Следует отметить, что до вступления в силу данного Закона судебный сбор при обращении в суд уплачивался в порядке и размерах, установленных законодательством для государственной пошлины. Ее уплата была предусмотрена также и в хозяйственном процессе (ст.44 ХПКУ4). Поэтому при обращении в суд приходилось ориентироваться на Декрет о госпошлине, которым были установлены размеры ставок государственной пошлины, плательщики, объекты, порядок ее уплаты и освобождения от уплаты.
Правда, помимо государственной пошлины при обращении в суд взималась также плата за информационно-техническое обеспечение судебного процесса, связанного с рассмотрением гражданских и хозяйственных дел. Размеры расходов на такое обеспечение судебного процесса, плательщики и порядок уплаты были установлены Порядком № 12586.
Теперь вместо государственной пошлины и расходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса при обращении в суд будет уплачиваться судебный сбор. Соответствующие изменения внесены в Кодексы, нормами которых регулируется административное, хозяйственное и гражданское судопроизводство. Однако о полной отмене государственной пошлины речи не идет. Она будет и дальше уплачиваться за совершение нотариальных действий, за государственную регистрацию актов гражданского состояния, за выдачу документов для въезда в Украину и выезда из нее, за выдачу паспорта, регистрацию места жительства и за иные объекты, предусмотренные нормами Декрета.


В соответствии с Законом судебный сбор — это сбор, который взимается на всей территории Украины за подачу заявлений, жалоб в суд, а также за выдачу судами документов. Этот сбор включается в состав судебных издержек.

Плательщиками судебного сбора являются лица, которые обращаются в суд, а именно: граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, юридические лица, в том числе и иностранные, а также физические лица — субъекты предпринимательской деятельности. 
Судебный сбор взимается за подачу в суд искового заявления, а также иного предусмотренного законодательством заявления, за подачу в суд апелляционной и кассационной жалоб на судебные решения, заявления о пересмотре судебного решения в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, заявления об отмене решения третейского суда, а также заявления о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение решения третейского суда и заявления о пересмотре судебных решений Верховным Судом Украины, а также за выдачу судами документов.
Как известно, в Декрете о госпошлине были определены лица, которые при обращении в суд пользовались льготами по уплате государственной пошлины и освобождались от ее уплаты. Закон о судебном сборе также устанавливает случаи, когда судебный сбор не взимается (ст.5).
Законом о судебном сборе предусмотрен ряд нововведений. Например, сбор за выдачу в электронном виде копии технической записи судебного заседания составляет 15 грн., а за распечатку технической записи судебного заседания — по 5 грн. за каждый лист текста. Кроме того, обращает на себя внимание методика исчисления судебного сбора. Если государственная пошлина исчислялась исходя из суммы не облагаемого налогом минимума доходов граждан, которая оставалась неизменной с 1996 г., — 17 грн., то судебный сбор будет исчисляться исходя из минимальной заработной платы либо цены иска. Причем во избежание путаницы, которая может быть вызвана тем, что минимальная заработная плата — цифра, которая периодически изменяется в сторону увеличения, Законом о судебном сборе предусмотрено, что судебный сбор взимается в соответствующем размере от минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января года, в котором соответствующие заявление или жалоба подаются в суд. Поэтому напоминаем, что по состоянию на 1 января 2011 г. минимальная заработная плата составляла 941 грн.


Затраты повысились во всех судебных процессах, но наиболее существенно – в хозяйственном суде, где вместо госпошлины, размер которой составлял 102–25500 грн., сегодня придется оплачивать сбор от 1411 до 56460 грн. (1,5–60 мин. зарплат).



Примечательно, что ставки судебного сбора, по сравнению со ставками государственной пошлины, в большинстве своем существенно выше. Причем сумма сбора значительно превышает даже сумму госпошлины и платы за информационно-техническое обеспечение судебного процесса.

 Соответственно, из-за высоких ставок судебного сбора поиски справедливости в судах во многих случаях становятся нерентабельными. В такой ситуации, количество исков будет уменьшаться, так как споры могут перейти в третейские суды, а для внесудебного урегулирования конфликтов стороны будут чаще привлекать иных посредников, действующих исключительно в рамках закона, по договоренности сторон.


Комментариев нет:

Отправить комментарий